Большинство людей в западном мире узнали о китайском боевом искусстве у-шу (武术) (кун-фу, гун-фу 功夫) благодаря фильмам с участием знаменитого актера Брюса Ли. Другие, кто более знаком с Китаем, при разговоре об у-шу наверняка вспомнят Шаолиньский монастырь. Мы также начнем беседу о китайском у-шу с Брюса Ли и Шаолиньского монастыря.
Брюс Ли (Ли Сяо-лун 李小龙) родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско во время американских гастролей своих родителей, актеров китайской оперы из провинции Гуандун. Большую часть жизни провел в Гонконге и США. В детстве он был очень слабым и болезненным ребенком, для укрепления здоровья его стали заставлять много тренироваться. В 13 лет Брюс Ли начал уже профессионально заниматься боевыми искусствами. Позже, во время обучения в университете в Америке, он изучал и впитывал все лучшее, что было в искусстве кулачного боя не только в Китае, но и за рубежом, тогда же он начал создавать свою школу — «путь опережающего кулака» (цзе-цюань-дао 截拳道).
Позднее в Америке и Гонконге Брюс Ли снялся во многих фильмах о кулачном мастерстве кун-фу и таким образом познакомил весь мир с китайским боевым искусством у-шу. Школа «опережающего кулака», созданная Брюсом Ли, представляет собой искусство свободного и естественного нанесения опережающих ударов в бою, соединившее в себе всю лучшую технику разных школ боевого искусства со всего мира.
Смысл «школы опережающего кулака» состоит в том, чтобы не дать противнику нанести свой удар первым. Это предполагает высокую степень свободы и импровизации с отказом от многих традиционных форм боя. Квинтэссенцией теории и практики «школы опережающего кулака» является фраза: «использовать безвыходность положения для обретения выхода, использовать безграничность для ограничения» (и у-фа вэй ю-фа, и у-сянь вэй ю-сянь 以无法为有法,以无限为有限).
Однако вклад Брюса Ли в развитие китайского боевого искусства у-шу все же заключается вовсе не в созданном им стиле боя, а в том, что благодаря ему китайское у-шу получило широкое распространение в мире, его почитатели в Европе и Америке устремились в Китай, чтобы получить более обширные и глубокие познания о китайском у-шу.
Знаменитый Шаолиньский монастырь насчитывает более чем полуторатысячелетнюю историю. Он был построен на 19 году правления династии Северная Вэй (495) по приказу распространявшего буддизм императора Сяо Вэнь-ди (годы правления 471—500).
Легенды связывают Шаолиньский монастырь с прибывшим из Индии в Китай (по разным источникам в конце V — начале VI века) 28-го буддийского патриарха и первого патриарха чаньского направления в буддизме Бодхидхармы (Да-мо), знаменитого своим кулачным искусством так называемого «внешнего» направления (вай-цзя у-шу 外家武术), создание которого традиция также приписывает Бодхидхарме.
После образования направления «чань» (чань-цзун 禅宗) монастырь получил очень широкую известность и стал оказывать большое влияние на религиозную жизнь в стране. Позднее Шаолиньский монастырь был всемирно признан «родиной чань-буддизма», стал быстро развиваться, получив почетное наименование «самый знаменитый буддийский храм в Поднебесной». Особенно широкие права монастырь приобрел при танском монархе Ли Ши-мине, которого 13 шаолиньских монахов своим искусством спасли от смерти во время восстания Ван Ши-чуня.
Шаолиньский монастырь известен в мире не только как обитель китайской буддийской культуры, но еще более — как родина шаолиньского боевого мастерства кун-фу. В древности говорили: «В Поднебесной на первом месте — шаолиньское боевое мастерство, китайское искусство у-шу происходит из Шаолиня». Шаолиньское направление создано не одним человеком, в нем воплощен опыт рукопашных схваток множества мастеров и простых людей. Это искусство развивалось и передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет бесчисленными китайскими мастерами, накопив богатое внутреннее содержание, отражающееся во множестве комплексов боевой техники движений.
При этом Шаолиньская боевая техника проста и эффективна, она основана на реальных ситуациях боя, движения здесь короткие и точные, строго в ритме боевой схватки, они достаточно прямолинейные и отточенные, быстрые и функциональные, в них одновременно сочетается атака и оборона.
Боевое искусство в сочетании с чань-буддизмом представляет собой самую суть шаолиньского направления. Основой здесь является медитативно-созерцательное искусство «чань», тренировка же боевой техники — всего лишь метод овладения «чань». «Чань» и у-шу — это единое целое, это — вершина шаолиньского кулачного боя.