Я настолько покорена и очарована китайской мебелью, ее видами, формами, способами украшения и заложенными философией и символикой, что решила поделиться имеющимися знаниями.
Интересно хотя бы бегло проследить ее историю и этапы развития. Китайцы утверждают, что мебель на их территории существовала уже в эпоху неолита. А самым древним предметом «мебели» можно считать циновки, на которых сидели, постелив их на пол. Изготавливали их из листьев деревьев, тростника, камыша и бамбуковой лучины.
В эпоху неолита китайцы открыли свойства и возможности лака и стали использовать его при изготовлении посуды и другой утвари, так что во времена династий Шан и Чжоу такие изделия были достаточно распространенными. Они добывали сок лаконосного дерева, окрашивая его в различные цвета. Лак не только выполнял декоративную функцию, но и предохранял изделия от повреждений и насекомых. Обнаружено достаточно много подобных предметов мебели периода Поздней Чжоу. На сохранившихся сундучках, лаковых креслах-ширмах и ритуальных столиках поражают орнамент и резьба: облака и молнии, выпукло-вогнутое изображение безрогой самки дракона (蟠螭), орнамент в виде цикады (蝉纹), изображение мифического прожорливого зверя тао-те ( 饕餮), а также разноцветные узоры.
Публикуются данные о том, что в результате раскопок 1978-1980 гг. в районе селения Тао-сы, что в уезде Си-сян-фэнь провинции Шаньси, были обнаружены поднос на ножках и столик для жертвоприношений, относящиеся к позднему периоду неолита (2500-1900 гг. до н.э.).
Овладев секретами изготовления бронзы, а также искусством плавки металла и литья, древние китайцы получили возможность делать инструменты, необходимые для работы с деревом, а потому в период после правления Западной Чжоу (1066-770 гг. до н.э.) деревянная мебель получила значительное распространение.
Об этом свидетельствует упоминание таких предметов мебели, как ширмы, экраны, сундуки, кровати и столики в древних канонических произведениях «Ши-цзин» (сборник фольклорных песен), «Ли-цзи» (о календаре, обрядах и системе правления) и «Цзо-чжуань» (летопись, комментарий к «Веснам и Осеням»).
Что касается столиков, то в Китае существует немалое количество иероглифов, обозначающих этот предмет, потому что у каждого — свое предназначение. В данном случае имеются в виду столики цзи на очень низких ножках, используемые для жертвоприношений.
Уже тогда китайцы умели соединять детали мебели (как и детали жилых строений) хитроумными способами. Например, в 1979 году в селении Гуй-си, что в провинции Цзянси, в захоронении позднего периода Весны и Осени (500-е годы до н.э.) обнаружили не полностью сохранившиеся две этажерки, части которых соединены с использованием различных пазов, гнезд и шипов.
Во времена правления династии Шан уже умели изготавливать бронзовую литую мебель, а несколько позже, в период Весны и Осени — сварочную, а потом и литую по выплавляемым моделям (с использованием восковых образцов), инкрустированную мебель. Так, в 1979 году во время раскопок захоронений древнего царства Чу позднего периода Весны и Осени, которые обнаружили в уезде Си-чуань провинции Хэнань, извлекли бронзовый поднос для чарок с узором в виде облаков, невероятно тонкий, изящный, богато декорированный.
В 1978 г. в провинции Хэбэй в княжеском захоронении древнего царства народности бай-ди обнаружили бронзовый квадратный столик ань, инкрустированный золотом и серебром в виде дракона и феникса. Ножки столика представляли собой оленей, соединенных кругом (квадрат — символ Земли, круг — символ Неба). Это круглое соединение, в свою очередь, обвивали полусферой четыре дракона и четыре феникса. На голове каждого дракона имелась консоль, подпирающая столешницу.
В 1960 г. в провинции Юньнань из земли извлекли настоящий шедевр народности дянь времен Борющихся царств. Это был стол в виде фигуры буйвола. Его ноги представляли собой ножки стола, а спина животного являлась овальной столешницей. Боковина стола была выполнена в виде тигра, который набросился на буйвола и кусает его за хвост, а маленький буйволенок прячется под животом матери.
Буйвол выглядит мощным, упитанным, рога угрожающе выставил вперед, — как живой. Благодаря отточенной технологии мастера данный предмет мебели можно назвать драгоценностью, редко встречаемой в мире.
Мебель периода Борющихся царств еще более разнообразна, ее научились инкрустировать роговыми пластинами, у деревянных столов изготавливали медные ножки, столешницу покрывали лаком и добавляли бронзовые украшения. Из могильников данного периода в 1978 году в провинции Хубэй извлекли 28 сундуков для одежды! Они были покрыты черным лаком, а под ним — узоры из красной киновари, изображающие черного дракона, белого тигра, Большую медведицу (Северный ковш) и другие созвездия.
В городском округе Синь-ян (провинция Хэнань) в погребении времен царства Чу обнаружили большую деревянную кровать с ограждением на шести ножках. Ограждение украшено узорами и покрыто лаком. Помимо кровати была извлечена и другие довольно крупные предметы деревянной мебели с резными ножками и ограждениями: низкие чайные столики цзи (几), длинные письменные столы ань (案), ритуальные столики-подносы цзу (俎), лежанки чуан (床).
Резьба представляла собой цветы и узорные облака. При этом древние мастера использовали каркасную конструкцию и соединения с помощью шипов, клиньев и гнезд. Таким образом соединялись столешница с ножками, ножки с каркасом, выдвижные доски с окантовкой, низкие столбики ограждения кровати — с рамой.
Часто используемое соединение с помощью клиньев имело много разновидностей: крестообразный стык внакладку, закрытое сквозное соединение, закрытое несквозное, открытое несквозное, открытое соединение «ласточкин хвост» и пр. На обнаруженной мебели соединения чрезвычайно прочные и внешне выглядят очень красиво.
Ножки столиков нередко украшались «предплюсной» в виде чашечки цветка. Такие уникальные соединения с течением времени совершенствовались и, в конце концов, стали отличительной особенностью китайской традиционной мебели, которая используется и нынешними мастерами. Для соединения деталей они используют только систему пазов, в редчайших случаях — деревянные гвозди. Детали предмета мебели делают, как правило, из монолита, а если требуется резьба, то ее осуществляют непосредственно на этой детали.
Период династии Хань характеризуется первым расцветом в истории феодального Китая, искусство изготовления мебели поднялось на новый этап. Деревянная лаковая мебель того периода потрясает своей красотой, но появилась и мебель из фарфора, нефрита, бамбука.
Мебель у китайцев всегда была низкой, т.к. они привыкли сидеть на полу. В период Хань впервые появились топчаны для сидения одного человека (独坐板枰), правда, даже на таких стульях китайцы продолжали сидеть, сложив ноги, поэтому сидение выполняли достаточно широким.
Стали изготавливать раздвижные и складные столики, столы с несколькими уровнями (полками), а также столики с «завернутыми ушами», когда края столешницы красиво заворачивались вниз, напоминая бумажные свитки с рукописями или картинами.
Еще одно новое явление — кушетки с ширмами (когда лежанка с трех сторон защищена невысокими ограждениями). Появились шкафчики для хранения особо ценных вещей (厨和柜), отличающиеся от бамбуковых сундуков с крышками (箱笥), а также прямоугольные зеркала на круглых подставках. На верхушке зеркала устанавливали круглое блюдце.
В период Троецарствия, двух Цзинь, а также Южных и Северных династий люди одинаково часто пользовались двумя разными видами сидения: напольными (席地而坐), на которых устраивались, скрестив ноги, и высокими, с которых свешивались ноги (垂足坐). Это время можно условно назвать переходом от старых традиций изготовления мебели двух династий Хань к новшествам в этой области династий Суй и Тан (上承两汉,下启隋唐).
У северных иноземцев, которых называли ху, переняли вариант кровати ху-чуан (胡床), которая могла быть складной, веревочной, плетеной, в виде гамака. Постепенно появляется все больше разновидностей высоких приспособлений для сидения: стулья, лавки, табуреты. Начинают изготавливать высокие кровати, на которых устанавливали подпорку для сетчатого полога; на них можно было не только спать, но и сидеть, свесив ноги. Однако в целом у большинства населения остается приверженность к низкой мебели, потому что привыкли сидеть и спать на полу.
Возникают оригинальной, причудливой формы изогнутые столики на трех ножках с узкой талией (凭几), специально для того, чтобы на них можно было опереться рукой или облокотится, сидя на табурете или стуле. Предмета мебели с такой идеей, наверняка, нет ни у каких других народов.
Период Тан характеризуется пышным расцветом феодального общества в Китае, и мастера при создании мебели, соответственно, используют все лучшее из опыта прошлых веков, а также иностранные идеи. В технике изготовления, форме и декоре они стремились к свободе и обновлению. В результате возник художественный стиль, характерный для эпохи Тан.
Старинные и достаточно примитивные образцы мебели шести предыдущих династий были полностью заменены на улучшенные, изящные, «благопристойные». Тем не менее, по-прежнему уживаются два вида: низкая и высокая мебель.
Появляется большое разнообразие видов столов, в зависимости от их применения, и в этом китайцев трудно превзойти, отсюда и невиданное количество иероглифов, которые на русский переводятся одним словом «стол».
Новинкой явилось кресло сяо-яо-и (逍遥椅), «для блаженства и безмятежности», идею для которого взяли у народности ху, и которым первоначально пользовалось лишь буддийское духовенство, а затем оно вошло в быт и обычных людей.
Удивительное сидение «пенёк», «колода» (墩座儿) получило множество вариантов: барабанообразное (腰鼓形座墩), круглое сидение для бодхисатвы (菩萨坐具), табурет в виде южной тыквы (南瓜凳) и пр. Такие круглые табуреточки, высокие и низкие, широко используются в быту и современными китайцами.
В период правления Сун высокая мебель, которой первоначально пользовалась лишь знать, постепенно завоевывает симпатию простых людей. Появляются новые виды мебели: вешалка в форме перекладины (巾架), глубокое кресло тай-ши-и (太师椅), дословно — «кресло наставника императора», кресло с подлокотниками фо-шоу-и (扶手椅), комод с выдвижными ящичками (抽屉厨). Большое распространение получили ширмы, — уникальный предмет мебели, достойный отдельного описания. Однако по форме мебель тех времен более скромная и изящная, без лишних деталей и украшений, и ей явно недостает величественности, которую так любят китайцы.
Династия Юань — монгольская, ибо монголы захватили политическую власть в стране. Монголы превозносили военную силу, мужественность и храбрость, стремились к обладанию роскошью, и это нашло свое отражение в формах мебели. Образцом стали массивные и громоздкие предметы, украшенные вычурной резьбой со множеством мелких деталей. Художественный стиль можно назвать широким, грандиозным, неудержимым и пышным.
Облик мебели стал резко отличаться от предыдущего: кушетки чуан-та (床榻), на которых можно и возлежать, и удобно сидеть, выделялись огромными размерами, а спинки и ножки стульев по форме напоминали конское копыто (马蹄足).
У столов появились выдвижные ящики, а ножки стола напоминали «арочные столбы» (罗锅枨), — но это уже не монгольское изобретение, а уступка изящному китайскому стилю.
В истории развития классической китайской мебели период правления династии Мин является поистине блестящим. Мастера понимали толк в древесине и выбирали материалы с высокой прочностью, нежной текстурой, красивой окраской и неповторимым природным рисунком. Мебель полировали воском, чтобы выявить древесный узор. Образованные люди того времени ценили простоту и изящество форм.
С этого периода китайская традиционная мебель вступила в «новую эру твердых пород дерева», в простонародье — красного дерева.
Минские кровати-кушетки чуан-та (床榻) получили большое распространение и многообразие форм: плетеные лежанки (榻), похожие на домики-комнаты кровати с крышей и колоннами (架子床), строгие и торжественные кровати для архатов (罗汉床), большие кровати с «прихожей» и ступенями, а также москитной сеткой (拔步床) и пр.
Минские кресла тоже неповторимы и известны своей красотой во всем мире: кресло «головной убор чиновника» (官帽椅), табуретки с открытой полукруглой спинкой, переходящей в подлокотники (圈背连着扶手的开光座墩) всем и пр. Ширмы становятся многостворчатыми: состоят из 6, 8 и 12 створок. И если раньше все составные части были одной высоты, то теперь стали изготавливать ширмы «стекающая с вершины вода» (披水牙子), когда центральная часть выше, а боковые створки постепенно понижаются, как будто с гребня стены стекает вода. По форме такая ширма напоминает иероглиф «восемь» (八).
Цин — последняя династия в истории Китая, и мастерство краснодеревщиков достигло своей вершины. Соблюдая древние китайские традиции в своем ремесле, мастера использовали и опыт других стран, поскольку связи с ними стали более широкими, создав особый стиль этой эпохи. Благодаря расцвету экономики, внутри Китая, в разных его частях, возникли различные характерные черты и особенности при изготовлении мебели: гуандунский, сучжоуский, столичный стили.
Характерные черты мебели эпохи Цин — солидная простота в форме, роскошь в деталях декора, виртуозная отточенность в технике ремесла. И поскольку данная эпоха во времени наиболее близка к нашей, она оказала самое глубокое влияние на современную традиционную китайскую мебель.
Наиболее типичный орнамент декора мебели последней династии — узор хуй-вэнь (回纹) — стал символом и синонимом понятия «мебель эпохи Цин». Хуй-вэнь — это вращающиеся, циркулирующие, сгибающиеся под прямым углом, петляющие и возвращающиеся узоры, напоминающие по форме и по сути иероглифы 凹 и 凸 («вогнутый» и «выпуклый», Инь и Ян).
Несмотря на разные стили, глобально дизайн китайской мебели в течение веков оставался неизменным, т.к. в Поднебесной всегда придерживались правила: «Не надо проявлять творчество и изобретать что-то свое, правильнее — подражать учителям прошлого, доводя подражание до совершенства». Все делается вручную, даже круглые и округлые детали. Использовать какие-либо столярные станки — позор для мастера.
Прекрасную традиционную китайскую мебель не спутаешь ни с какой другой, и каждый ее предмет можно разглядывать часами, получая эстетическое удовольствие, изучая символику и знакомясь с философией. Все делается вручную, даже круглые и округлые детали. Мебель, как правило, изготавливали всегда из благородного дерева, потому что это не только красиво, но и прочно, служит столетиями.
В 18 в стали использовать коромандельский палисандр. Раньше мебель не покрывали лаком, а использовали воск, — и для сохранения, и для полировки, и для блеска. Украшают фарфором, медью, эмалью.
И здесь стоит дать небольшой комментарий. Кровати, сундуки и столы есть во всех культурах, а вот экраны и ширмы — чисто китайское изобретение.
Экраны (большой прямоугольник из дерева или других материалов на устойчивых ножках) использовали и внутри помещения, и снаружи. Комнатные, обычно, выше роста человека, ставили непосредственно перед входной дверью. Уличные, намного выше человеческого роста, изготовленные из камня, кирпича, дерева и других материалов, устанавливали перед воротами, ведущими во двор.
Экраны одновременно выполняли три функции: защищали от ветра и сквозняков, охраняли от злых духов, которые способны двигаться лишь по прямой линии, а потому не в состоянии обогнуть экран и войти в дом или во двор, а также аккумулировали в доме жизненную энергию ци. Подобными экранами китайцы пользуются на протяжении всей своей истории, в том числе и в настоящее время.
Ширма и формой, и предназначением напоминает защитный экран, хотя и несколько отличается от него. Она имеет створки, выглядит более изящной, может быть совсем невысокой, и ее можно поставить в любом месте комнаты, чтобы скрыться от посторонних глаз либо что-то спрятать за нею. Разумеется, она тоже способна защитить и от сквозняков, и, согласно китайскому искусству гармонизации окружающей среды фэн-шуй, уберечь от злых духов. Ширма, это прекрасное изобретение китайцев, является уникальным предметом мебели, чрезвычайно популярным и в Китае, и за его пределами.