Восточный путь к здоровью

Людмила Исаева

Беседы с доктором Джавой

Во всех цивилизациях всегда присутствовала народная медицина, и у каждого народа были свои лекарственные препараты, качество которых зависело и от климата, и от природных условий. Чем же отличается китайская традиционная медицина от опыта, приобретенного в этой области другими народами? Дело в том, что лишь китайская представляет собой целую систему, включающую в себя и медикаментозное лечение, и мануальную терапию (причем, все виды массажа), и прижигание, и лечение с помощью игл и банок, и энергетическое воздействие на организм человека (имеется в виду цигун). И в этом плане претендовать на сравнение с китайской традиционной медициной могли бы лишь две разновидности: индийская (аюрведа) и древнеперсидская.

– Доктор Джава, в предыдущем номере нашего журнала вы уже затрагивали тему цигун – этой древней практики управления энергиями Инь и Ян. Давайте сегодня продолжим разговор на эту тему.

– Эта практика является столь же древней, как и сама китайская медицина. Напомним значение иероглифов, из которых состоит слово «цигун»: «ци» – «энергия», «гун», – «мастерство», т.е. «умение управлять энергией». И хотя в индийской культуре есть близкое понятие «пранаяма» – «учение о контроле над энергией», которым пользуются йоги, между ними все же есть существенное отличие, а именно: в практику ци-гун не включены строгие моральные устои; ци-гун нашел в народе практическое применение для поддержания физического здоровья, и не более того. В то время как йоги, прежде чем начать обучаться этому умению, должны подтвердить свое право на это путем самосовершенствования и медитации для достижения дисциплины ума и тела.

На практике ци-гун включает в себя медитацию, различные упражнения и способы дыхания, направленные на оздоровление, лечение и расширение сознания. Причем, упражнения эти доступны любому, независимо от возраста и состояния здоровья, и передаются они по принципу ученичества. Научившись использовать эту методику, люди сохраняют здоровье и реже обращаются к врачам. Система ци-гун не имеет никакого отношения ни к религии, ни к идеологии, а является, скорее, научно-философским течением.

Благодаря философскому аспекту эта система в течение столетий относилась к тайным знаниям, а потому в Китае существовало множество кружков, сект и школ, где люди занимались под руководством учителя. В настоящее время, несмотря на наличие многих направлений и школ, основными являются практическая и медицинская системы.

Медицинская философская система изучается в Академии наук и институте народной медицины, где проводятся опыты, подтверждающие терапевтический эффект цигун. Яркие результаты есть в лечебной практике не только китайских врачей, но и зарубежных. Так, известный на западе учитель Вонг с помощью ци-гун успешно лечит гинекологические заболевания, сердечно-сосудистые, андрологические, а также диабет.

– Доктор Джава, а сами вы занимаетесь практикой ци-гун?

– Я закончил Пекинский университет традиционной китайской медицины, и в программе университета есть этот предмет, который мы постигали и с помощью специального учебника, и с помощью практики. Освоив эту практику, я верен ей и по сей день, и это неразрывно связано с лечением пациентов. Многие врачи, которые добились больших успехов, используют ци-гун, как основу лечения.

Допустим, при лечении с помощью иглорефлексотерапии врач должен владеть практикой ци-гун, чтобы контролировать энергию ци, убирая ее избыток или восполняя нехватку. При лечебном массаже также необходимо применять ци-гун, и именно этим лечебный массаж отличается «гостиничного», который применяют для расслабления и развлечения клиентов.

К сожалению, несмотря на то, что практика иглорефлексотерапии чрезвычайно популярна и в Европе, и в Америке, врачи, как правило, не владеют ци-гун, а потому эффект от лечения невелик.

– Расскажите, пожалуйста, как используют ци-гун в медицине?

– Я считаю, что каждый пациент должен знать основы медицинской философии ци-гун, чтобы понимать, какая существует связь между философскими принципами и его здоровьем, и именно это станет темой нашего сегодняшнего разговора. О философском понятии Инь-Ян, наверняка, слышали практически все. Но мало кто знает, что основной идеей традиционной китайской медицины является эта же концепция Инь-Ян, а также концепция у-син (пять первоэлементов), через которую проявляются свойства Инь-Ян. У-син – это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Если говорить об органах человека, то им соответствуют тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и желчный пузырь.

Существует 3 разновидности взаимосвязей первоэлементов и, соответственно, органов человека. Не зная эти связи, нельзя прогнозировать заболевание (и предупреждать его распространение) и назначать правильное лечение. Выделим порождающую связь (мать-сын), угнетающую (муж-жена) и пртивоугнетающую (жена-муж).

При порождающей связи у каждого органа есть «мать» и «сын», если расположить их в виде пентаграммы. При этом сильная «мать» усиливает «сына», слабая «мать» ослабляет «сына», сильный «сын» ослабляет «мать», а слабый «сын» усиливает «мать».

При угнетающей связи один и тот же орган является и «мужем», и «женой». При этом «муж» должен контролировать, сдерживать «жену», управлять ею, угнетать ее, не допуская чрезмерной активности. Правила, определяющие эту связь: активный «муж» ослабляет «жену», а слабый «муж» делает сильной «жену».

При противоугнетающей связи активная «жена» активизирует «мужа», чтобы он смог ограничить ее в данной активности. При слабости «жены» эта связь не работает, и «муж» остается без изменений в энергетике.

Китайская медицина выделяет 10 внутренних органов и 2 функциональных круга (мнимые органы, которые контролируют по 5 органов) При этом 5 плотных, жизненно важных органа относятся к Инь: сердце, селезенка, легкие, почки и печень. Однако функция этих органов рассматривается, как Ян. Это органы, связанные с телом, кровью, телесными соками. Отказ в любом из них ведет к смерти. Пять полых, легких органа занимаются продвижением и переработкой пищи и относятся к Ян: тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и желчный пузырь. И хотя пища относится к понятию Инь, через процесс пищеварения она превращается в энергию Ян.

Из этого видно, что Инь и Ян – две части одного целого, два аспекта одного процесса. Между ними должно существовать равновесие. Нарушение равновесия приводит к заболеванию. Окружающая среда относится к понятию Инь, а человек, если рассматривать его, как функцию существования, относится к Ян. Если взаимодействие человека и среды является гармоничным, то он здоров. Нарушение гармонии ведет к заболеванию.

При этом патология «Ян» бывает в двух случаях: при избытке Ян или нехватке Инь. А патология «Инь» наблюдается в случаях избытка Инь или нехватки Ян. После установления диагноза, когда понятным становится происхождение патологии, врач вычисляет, какие именно органы имеют отношение к данной патологии. Соответственно подбирается лекарство, с помощью которого, допустим, убирают избыток Инь. В идеале должен быть достигнут баланс между энергиями Инь и Ян. Так что эту систему используют и при диагностике, и при лечении.

– В теории все это звучит легко и очень логично. А как эту систему используют на практике?

– Дело в том, что и симптоматика подразделяется на Инь и Ян. Например, жидкий стул, прозрачная, светлая моча, общая слабость относятся к Инь. Красные белки глаз, головные боли, скачки давления, громкий, «твердый» голос, желтая моча и запор относятся к Ян. Всего существует 4 вида диагностики: прослушивание, опрос, пальпация, осмотр.

Определив симптоматику, врач выделяет больные органы, находит соответствующие меридианы, их связывающие, а затем на меридиане выбирает необходимую точку для воздействия на нее при помощи иглы, прижигания, особого массажа или другого способа. При этом врач либо добавляет необходимую энергию, либо убирает ее избыток.

В идеале он должен каждые 5 минут подходить к пациенту и проделывать определенные манипуляции, но, поскольку мало кто умеет это делать, то, как правило, иголки просто ставят на полчаса. Впрочем, даже при этом нужный эффект, хоть и в меньшей мере, достигается, потому что при стимулировании определенной точки происходит процесс саморегуляции.

– Правда ли, что если слишком часто воздействовать на одну и ту же точку, она перестанет «откликаться»?

– В человеческом организме имеется 12 основных меридианов и 365 активных с точки зрения китайской медицины точек. Доктор сначала выбирает нужный меридиан, а потом уже решает, на какую точку в этом конкретном меридиане ему воздействовать, чтобы помочь пораженному органу. При любом виде лечения главное – определить недостаток или избыток энергий Инь-Ян, согласно проявленной симптоматике, а потом уже можно подбирать методику лечения.

Несмотря на большое количество биологически активных точек, профессионалы говорят: чем меньшее количество точек использует врач, тем выше его мастерство. Есть такие специалисты, которые умеют, используя лишь три, а то и одну точку, лечить множество заболеваний.
К сожалению, и за границей, и даже в Китае, большинство медиков (их более 90%) не обладают глубокими знаниями в области теории и старинных методик, а также практики ци-гун. Они подходят к лечению формально, ставя, допустим, иглу в нужную точку, поскольку в любой аптеке можно купить таблицы и схемы с указанием этих самых точек. Такое лечение слишком примитивно, и роль врача тут пассивная.

На лекциях за границей мне не приходилось слышать один и тот же вопрос со стороны врачей: «Как найти нужную точку?» Точку найти легко даже для дилетанта, мы уже об этом говорили, – стоит взглянуть в таблицу. Но ведь главное для врача – научиться диагностировать и находить пораженный орган.

Опытный врач, допустим, при патологии почек, должен задуматься и о состоянии соседних органов – легких и печени. В китайской традиционной медицине термин «соседние» вовсе не означает, что они действительно находятся рядом, речь идет, как уже говорилось выше, о пентаграмме «Дерево – Огонь – Земля – Металл – Вода», и соответствующих этим стихиям органах: «желчный пузырь – тонкий кишечник – желудок – толстая кишка – мочевой пузырь» (органы Ян). Или: «печень – сердце – селезенка – легкие – почки» (органы Инь).

Если соединить последнюю цепочку в пентаграмму, то будет видно, что рядом с почками, по обе стороны, расположены легкие и печень. Поэтому, если патология почек не дошла до серьезной стадии, на них можно воздействовать через соседние (материнский и сыновний) органы, т.е. через легкие и печень.

Серьезное отличие европейской медицины от китайской традиционной, кроме всего прочего, еще и в том, европейские медики делают упор на знание теории, а китайскую медицину надо преподносить через учителя на практике. Теория, безусловно, тоже важна, однако энергетическая составная часть лечения – важнее, и получить знания в этой области можно лишь при помощи схемы «учитель – ученик», когда один передает другому свой опыт.

– Доктор Джава, не считаете ли вы, что и сама китайская медицина, и ее препараты становится своеобразным «брэндом» и в западных странах, и, к сожалению, в самом Китае?

– Безусловно, механический перенос поверхностных теоретических знаний в области китайской медицины на практику очень опасен. И по этому поводу приверженцы настоящей китайской медицины бьют в колокола, полагая, что это «сокровище» необходимо спасать и развивать, пока оно не стало лишь маленькой составной частью европейской медицины, потеряв связь с древними истоками.

Попытка распространения китайской медицины на другие страны приводит к ее стандартизации, удалению ее от истинных корней, и в этом случае врач уже не сможет гарантировать настоящее лечение, ибо отсутствует опыт, который передается лишь от учителя к ученику, как мы уже говорили.

Каждый год десятки тысяч людей приезжают в Китай, проходят какие-то медицинские курсы, месячные, а то и недельные, и получают сертификаты на право заниматься практикой в этой области. Причем, сертификаты эти вполне серьезные – институтские. Вернувшись на родину, эти люди готовы лечить любые заболевания с помощью «китайской медицины», ведь это сулит немалые деньги. К сожалению, попав к такому врачу, пациенты, чаще всего, сильно разочаровываются, а ведь сама-то медицина в этом не виновата.

Носителями настоящей китайской медицины, как ни прискорбно, являются совсем немногие. Однако она все же сохранилась, дошла до нас из глубины веков, и с ее помощью можно успешно лечить, причем, нередко от таких заболеваний, которые не поддаются лечению европейскими методами. Да и диагностика в китайской медицине совершеннее, потому что ее последователи, порой, могут определить причину заболевания даже в тех случаях, когда представители европейской медицины бессильны.

Что касается китайских медицинских препаратов, то рекламу о них можно и в прессе прочитать, и в на ТВ, и в Интернете увидеть. Приезжают после этого россияне в Китай и просят, допустим, помочь достать кордицепс. Мы, говорят, читали, что он и силу мужскую восстанавливает, и сердечно-сосудистые заболевания лечит, и пр., пр. Только после специальной беседы пациент начинает понимать, что это средство вовсе не является универсальным, а лишь одним из 11 тысяч препаратов китайской медицины. Было бы слишком просто, если бы можно было одним этим препаратом вылечить все, что перечислено в Интернете. Китайская медицина уникальна, но не является волшебной.

Так что самостоятельно лечиться ни в коем случае нельзя, услышав об очередном средстве от знакомого.

– И последний вопрос. Говорят, человек должен лечиться теми лекарственными средствами, которые приготовлены из местного сырья. Мы должны обращаться к отечественным гомеопатам, а китайцы – к своим врачам, которые предлагают «засушенных кузнечиков».

– Как ни странно, дело обстоит не совсем так. Да, флора и фауна лучше помогают именно тем людям, которые живут в данной местности. Но, поскольку наше население вовсе не лечилось в массовом порядке с помощью европейской гомеопатии, да и китайскими травами мы не лечились, то получается, что у нас не выработались антигены на все эти препараты. А потому, используя любые травы китайского происхождения, мы быстрее добьемся прекрасного эффекта, чем представители коренного населения, которые пользовались ими, и очень активно, в течение столетий, из поколения в поколение.

У них в результате адаптационного процесса (отторжения) снижается эффективность лечения данным лекарством. На европейцев же эти препараты действуют гораздо лучше, и это не голословное заявление. У нас есть записи наблюдений за пациентами, которые мы ведем в течение 6 лет, и они свидетельствуют именно об этом. Нередко для излечения европейцу требуется лишь по 10 г. препарата в течение 3 месяцев, в то время как китайцу недостаточно и 50 г. на протяжении 6 месяцев. Это касается лечения не только с помощью препаратов, но и с помощью иглотерапии. Факт этот заметили и китайские медики, которые имели дело с иностранными пациентами. Так что еще у нескольких поколений наших людей будет шанс излечиться легко и быстро.

– Спасибо, доктор Джава! Надеюсь, мы еще встретимся!

– С удовольствием!